НОВОСТИ БЛОГА

суббота, 12 июля 2014 г.

Чур

Чур у наших предков он был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений.

Чур
На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно.

В определенные дни глава семейства обходил владения по этой черте пел гимны и приносил дары божеству; здесь же, на некотором расстоянии друг от друга, ставились крупные камни или древесные стволы, носившие названия термов. В яму, в которой утверждался терм, клали горячие угли, хлебные зерна, караваи, плоды, лили мед и вино. Здесь все было подвластно Чуру, и место, где он главенствовал, а порою и показывался, получало таинственное освящение, и потому за черту родовых владений не дерзали переступить враждебные духи.
Позднее на межах начали ставить изображение самого Чура.
Несмотря на грубость работы и ничтожность того материала, из которого вырубались, они почитались священными и неприкосновенными. На полях, отвоеванных у дремучих лесов и необозримых степей, Чур оберегал границы владений разных хозяев, удерживал дерзких к своевольных нарушителей, останавливал чужую разгулявшуюся соху, тупил расходившийся топор.
Олицетворяли Чура в деревянном изображении, имевшем форму кругляша, короткого обрубочка толщиной в руку. На. нем вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Такие обрубки сохранили древнее название свое в известных словах, уцелевших до нашего времени: чурбак, чурбан, чурка, чурбашка.
Также Чур охранял человека и все его добро от нечистой силы: как житель проезжих — прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: «Чур меня!», то есть попросить:
«Чур, побереги меня!» Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: «Чур тебе на язык!» — и злое пожелание не сбудется. Ну а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: «Чур, мое!» — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного.

По теме:
  Один из ключевых богов славянского пантеона, чье истинное значение уничтожено христианской традицией и может быть восстановлено лишь частично по обрывкам былин и пословиц. Корень «чур» в русском языке известен хорошо. Деревянными чурбаками обозначались границы племенных и родовых владений. В первобытном сознании славян они получали магическое значение и кратко именовались «чурами». В словаре В.Даля это означает грань, граница, рубеж, межа, край, передел, мера (наречие чересчур, т. е. «сверх меры», еще недавно писалось «через чур»). Еще более архаичен заклинательный смысл слова «чур», когда с его помощью пытались отвести нечистую силу: «Чур, меня!», «Чур-чура!», «Чур, не я!» К Чуру обращались и как к божеству меры и справедливого дележа: «Чур, пополам!», «Чур, вместе!» и т. п.
В настоящее время Чур известен как Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага. В его обязаности входила охрана межей, границ земельных да и вообще границ. Чур охранял родовые и племенные владения, и нечистые силы не могли переступить их границы. На межах, границах своих владений наши предки ставили истукана с вырезанными на нем символическими родовыми знаками, считавшимися священными. Чур охранял человека от всякой «порчи» , «Нечистой силы».
Однако менее известно, что Чур — одно из немногих сохранившихся имен древнего славянского бога, функции которого в точности соответствовали греческому Гермесу. П.А.Бессонов ((4 (16) июня 1828, Москва, Российская империя — 22 февраля (6 марта) 1898, Харьков) — русский филолог-славист, фольклорист, издатель сборников болгарского, сербского, русского фольклора. Принадлежал к «западнорусскому» историческому направлению.)совершенно точно указывал на несомненный факт сходства между русским заклинанием при объявлении личных прав на находку или добычу — «Чур, вместе» — и его древнегреческим смысловым эквивалентом, дословно переводимым как «Гермес общий!» По мнению специалистов-филологов, «слово «чур» у восточных славян и болгар означало penis, что равнозначно истинному первоначальному смыслу итифаллического культа Гермеса». В Древней Греции точно так же устанавливали пограничные и путевые столбы, так называемые гермы.
Герметическая сущность Чура проявляется в его умении передвигаться по воздуху и, самое главное, в ярко выраженной сексуальности данного образа (по аналогии с богом Возбужденного Фаллоса — Гермесом и аналогичным Ярилой): Негативный смысл, связанный с табуированием Чура, воплощен в презрительных прозвищах — чурка, чурбан и т. п. В славянских языках есть и прямые аналогии с Гермесом: Ерма или Ермий, однокоренные имена Ерема (польский вариант — Ярема), [Г]Ермолай, Гермоген, а также знаменитый Ермак 

Комментариев нет:

Отправить комментарий